Илона Романова (romailo) wrote,
Илона Романова
romailo

Categories:

Психодрама с игрушками в преодолении кризиса детско-родительских отношений. По просьбам трудящихся


На Одноклассниках - в Альянсе психологов и других группах, где тусуются психологи и просто интересующиеся довольно часто стали подниматься вопросы детско-родительского консультирования, возможностей и ограничения работы с детьми. Решила выложить здесь свою статью на эту тему, дабы не высылать ее интересующимся, а просто давать ссылку. Статья написана несколько лет назад, опубликована с разными модификациями. Иногда я провожу мастер-классы и  учебные семинары-тренинги, показываю методику живьем.
Вообще-то идея соединить игрушки и психодраму - не моя. Я этому научилась у Е.Лопухиной, но вроде бы авторство принадлежит Розе Дмитриченко. Но вот приспособитьэту замечательную идею к детско-родительскому консультированию пришло на ум мне лично. Ну, и проверить, естественно, как оно работает. Так вот, работает замечательно.
Статью выложу всю, не только описание случаев. Статья длинная, поэтому буду выкладывать по кусочскам, дабы ленту не засорять. Итак, часть первая.

Играем вместе!
Психодрама с игрушками в преодолении кризиса детско-родительских отношений

 Многолетняя практика в школе и в психологической консультации убедила меня в том, что люди охотнее обращаются к психологу по поводу детских затруднений. Долгие годы люди привычно решали свои проблемы с помощью близких друзей, "на кухне". До сих пор не сложилась культура обращения к психологам и психотерапевтам. Для этого были свои причины. Это и уникальное историческое развитие страны, и социально-культуральные особенности народа, живущего на границе Европы и Азии, на стыке культур и религий. Кроме того, для русского клиента характерна беззаветная вера в чудо. Авторитарное воспитание в обществе и семье снижает ответственность и приводит к тому, что на психотерапевта часто смотрят как на всемогущего волшебника. Именно поэтому клиенту хочется решить все свои проблемы "как по волшебству" и очень быстро, желательно за одну сессию. И совсем не важно, что копились эти проблемы годами. Понятие "краткосрочной терапии" воспринимается буквально. Безусловно, это часто приводит к разочарованиям. Тем не менее, это реальность и часто приходится работать просто стремительно. Отсутствие мотивации на длительную психотерапию, вера в "чудо" и связанное с ней нежелание взять на себя ответственность часто сочетаются с гиперконтролем и стеснением говорить о своих проблемах публично. Клиенты не слишком охотно соглашаются на групповые методы работы, отказываются от семейной терапии. Значительно охотнее к психологам и психотерапевтам обращаются по поводу детских проблем. При этом запрос именно на работу с ребенком, а не с родителями или семьей в целом. Все это делает актуальным поиск таких форм и методов работы, которые позволяли бы поддерживать творческий контакт с клиентом, работать быстро и максимально эффективно.

Если решение собственных проблем откладывается на неопределенный срок, то плохая учеба, неадекватное поведение или болезни собственного чада вызывают у родителей тревогу и приводят их в кабинет психолога. Это и неудивительно. Как писала Вирджиния Сатир (5), именно ребенок является носителем семейного симптома, именно он бессознательно берет на себя ответственность за сохранение семьи как системы. И если ему для этого необходимо болеть, не справляться со школьной программой или безобразно себя вести, то он будет это делать. Это может стать непомерной ношей для ребенка и он, безусловно, нуждается в помощи. Беда только в том, что, если родители сопротивляются изменениям, то и психотерапевт помочь может мало. Можно сколько угодно работать с ребенком, но каждый раз, возвращаясь в травмирующую среду, он будет возвращаться к привычному поведению. Поэтому важно включить в работу родителей.

Чаще всего на прием приходит мама. Бывает, что она полна отчаяния, потому что ей кажется, что она использовала уже все возможные средства воспитания. Ей хочется, чтобы ребенка переделали, перевоспитали, в крайнем случае - дали ценный совет. Порой ребенка приводят, даже не объяснив ему, зачем. Взволнованная мама излагает свое видение проблемы прямо при ребенке, иногда говоря о нем в третьем лице и обвиняя во всех семейных несчастьях. Можно вообразить, какую гамму чувств переживает при этом маленький клиент. Неудивительно, что такое поведение мамы затрудняет контакт терапевта с ребенком. Заботливая родительница бывает настолько поглощена своими переживаниями, что не осознает происходящего. При этом она требует, чтобы терапевт работал именно с ребенком, ведь у нее самой "проблем нет".

Тем не менее, у "вынужденного" клиента есть свое видение проблемы, даже если он настолько мал, что не может рассказать о нем словами. И здесь на помощь может прийти психодрама с игрушками.

Использование игр в психотерапии известно давно. Игровая психотерапия является самостоятельным методом в психотерапии детей. Это метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у маленьких детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов. Вирджиния Экслайн, разработавшая систему недирективной игровой психотерапии у детей, рассматривала игру как средство максимального самовыражения ребенка, позволяющее ему полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности. (1) Изучая эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психотерапевт старается понять его личностные особенности.
 Безусловно, такие формы работы с детьми полезны и необходимы. Но игровая психотерапия   имеет    и свои ограничения. Терапевт здесь выступает больше в роли наблюдателя, а иногда ситуация требует прямой интервенции. Мало просто понять, что происходит с ребенком, необходимо еще и помочь ему.
На наш взгляд, именно психодрама с использованием игрушек может дать в детско-родительском консультировании эффективный терапевтический результат. Психодрама-терапевт опирается в своей работе на специальные техники (дублирование, зеркало, смена ролей и другие), что позволяет сделать работу не только клиенто-центрированной, но и одновременно проблемо-центрированной.
Психодрама позволяет не только проживать различные ситуации и осваивать новые роли, но и получать огромное удовольствие от спонтанности и креативности. А использование игрушек в психодраматическом действии является особой техникой, расширяющей возможности метода.

Впервыя я увидела «психодраму с игрушками» посещая группу Лены Лопухиной. Игрушки оказались настолько необыкновенным и универсальным инструментом, что вся наша группа просто влюбилась в них. Все мы используем игрушки в своей практике, работая с ними и в больших психодраматических группах, и с отдельными клиентами в режиме монодрамы, со взрослыми и с детьми. Уже несколько лет я не расстаюсь с "волшебным сундучком" с игрушками, который часто выручает меня даже в самых сложных клинических случаях. Игрушки прекрасно "работают" и тогда, когда трудно сфокусировать проблему, и тогда, когда низка мотивация клиента или велико сопротивление. Особый случай их использования - консультирование детей и их родителей. Игрушки помогают естественно и легко установить контакт с ребенком, включить его в работу, как любой проективный материал они прекрасно выполняют диагностическую функцию, родители, присутствующие на консультации могут увидеть, как выглядит проблемная ситуация в глазах ребенка.

 Игрушки удобны тем, что работать с ними можно в условиях разного пространства. Психодраматическую сцену для игрушек можно устроить и на столе в кабинете психотерапевта, и на полу, на ковре, если позволяет пространство. В особых случаях, если консультирование родителя и ребенка происходит в нетрадиционных условиях ( например, дома), с игрушками можно расположиться где угодно – на диване, даже на стуле.

Для работы удобно использовать мелкие игрушки, которые, являясь прекрасным проективным материалом, могут еще "исполнять роли". Это могут быть фигурки людей, животных, сказочных героев и любые мелкие предметы: ключи, монеты, флаконы.

Игрушки обладают удивительным диагностическим потенциалом. Они несут в себе собственную метафору и легко наполняются проекциями клиента. Может иметь значение все: цвет, форма, наличие или отсутствие отдельных деталей. Иногда достаточно бывает только выбрать фигурки на роли и расставить их на столе, чтобы понять суть проблемы. Если на роль отца выбран злобный тигр, а на роль матери - кроткий зайчик, то можно догадаться, какие отношения господствуют в семье. Выбор фигурок одинакового цвета может указывать на связь проблем. Энергетика игрушек позволяет клиенту легко регрессировать и включиться в терапевтический процесс. Вместе с тем эта техника позволяет клиенту эмоционально дистанцироваться, посмотреть на ситуацию из "зеркала" и использовать свои когнитивные ресурсы.

Учитывая родительское сопротивление, акцент в работе делается на ребенке, который выступает в роли протагониста. После предъявления проблемы родителем ребенку предлагается разыграть проблемную ситуацию. Ребенок по просьбе терапевта выбирает из игрушек те, которые будут "исполнять" роли его самого, мамы, отца и других значимых людей. На столе или на полу, если это удобнее строится сцена с участием всех героев конфликта. После этого ребенок берет в руки по очереди "героев" действия и демонстрирует проблемные отношения так, как он их чувствует. Сначала он, например, может побыть «мамой», затем ответить из своей роли, затем побывать в роли «папы» или других действующих лиц. Когда протагонист задает или озвучивает роль, он должен держать выбранную на эту роль игрушку в руках. Это помогает идентифицироваться с образом. Терапевту важно следить, чтобы в руках у протагониста была только одна игрушка в каждый момент времени. Это очень важно. Иногда протагонист сознательно или бессознательно пытается манипулировать одновременно несколькими игрушками, тем самым устраняясь из пространства драмы и путая роли. Психотерапевт помогает ребенку разыгрывать ситуации, исполняя с помощью игрушек роли всех «дополнительных я», не внося собственных интерпретаций в роли и точно передавая слова «героев». Так же, как и в обычной психодраме, во время этой игры используются техники введения на роль, обмена ролями, дублирования.

В конце сессии роли с игрушек снимаются так же, как и с живых исполнителей. Это тоже очень важно. Игрушки вызывают очень сильные эмоции, их с нежностью держат в руках, прижимают к груди, гладят. Поэтому необходим ритуал прощания, сняти с игрушки проекций.

 


 

Даже если ребенок очень мал и еще пока плохо говорит, он выстраивает игру таким образом, что наблюдающим становятся понятны нюансы взаимоотношений между участниками семейных сцен