Илона Романова (romailo) wrote,
Илона Романова
romailo

Category:

Психодрама с игрушками в детско-родительском консультировании. Часть 2


Начало здесь
http://romailo.livejournal.com/76555.html

 Даже если ребенок очень мал и еще пока плохо говорит, он выстраивает игру таким образом, что наблюдающим становятся понятны нюансы взаимоотношений между участниками семейных сцен.

 

 

В семейном и детско-родительском консультировании важны такие приемы, которые способствовали бы мотивации к изменениям всех членов семьи, помогли бы ребенку вербализовать свои проблемы и сделали бы их очевидными для родителей.  Поэтому обязательным условием работы является присутствие и наблюдение за процессом мамы (или того взрослого, который пришел с ребенком на консультацию). Это своеобразное "зеркало" для взрослого. Глядя в него, у родителя есть возможность осознать, как выглядят взаимоотношения в семье в глазах ребенка.

Хотелось бы заметить, что можно использовать игрушки и при работе с детьми и подростками без присутствия родителей. В моей практике школьного психолога были случаи, когда школьники обращались за помощью самостоятельно. Это были самые разнообразные запросы: отношения с учителями или сверстниками, конфликты дома или влюбленность. Психодрама с игрушками оказалась успешным инструментом разрешения подобных проблем. Но в тех случаях, когда инициатором обращения к психологу являются взрослые, их участие в сессии обязательно. Важно, чтобы родитель, сформулировавший проблему, смог осознать свою роль в ее возникновении и свою ответственность в ее разрешении.

Очень важно для психотерапевта наблюдать за эмоциональными реакциями мамы. Нужно помнить, что не все увиденное для родителя является приятным. Иногда мамы пытаются активно вмешаться в процесс или отрицают увиденное. В этот момент важно мягко остановить маму и предложить ей некоторое время просто наблюдать за тем, что делает ребенок.

Обсуждение или включение в действие осуществляется чуть позже, когда ребенок уже разыграл определенные действия. В зависимости от того, что происходило «на сцене» и от возраста маленького клиента, можно спросить у ребенка, как бы он хотел изменить ситуацию, или попросить родителя описать то, что он только что видел. Как правило, взрослый, наблюдая за происходящим, делает для себя удивительные открытия о собственном поведении в проблемной ситуации.

 Иногда полезно бывает предложить маме поучаствовать в игре. Мама должна взять в руки игрушку, изображающую ребенка, а психотерапевт повторяет всю сцену, разыгранную только что. Затем маму спрашивают, обращаясь к ней по имени ребенка: «Что ты сейчас чувствуешь, когда это все происходит?». Игрушка помогает маме идентифицироваться с ролью ребенка и пережить всю гамму чувств, которые переживает ее сын или дочь в проблемной ситуации. Как правило, такой прием оказывается очень полезным для терапии.

Приведу, несколько примеров из практики, естественно, изменив имена участников.

 

Семилетнего Федора мама привела в мой кабинет прямо после уроков. Еще не успев сесть, она начала жаловаться на плохую учебу сына. Федор поступил в школу пару месяцев назад. С тех пор в доме кончился покой. Мама красочно описывала, как вся семья помогает ребенку делать уроки, но Федор все равно учится плохо, с заданиями не справляется. Учительница постоянно жалуется на плохо выполненные домашние работы. Мальчишка сидел в уголке, низко опустив голову. Можно было начать проверять развитие интеллекта ребенка, его памяти и внимания. Но что-то подсказывало мне, что дело вовсе не в способностях. И я предложила Федору поиграть и показать мне с помощью игрушек, как именно дома ему помогают заниматься.

Прежде всего, мы договорились выбрать те игрушки, которые будут играть роли членов семьи. На свою роль Федя выбрал маленького серенького козлика. Затем появились другие персонажи: большая корова (самая крупная игрушка в коробке) - мама, медведь, стоящий на задних лапах - бабушка, и небольшой спящий бегемотик - отец.

 Федя брал по очереди игрушки в руки и показывал, что происходит, когда ему нужна помощь с уроками.

Сначала он взял в руки игрушечную корову и стал изображать, как ему помогает мама. Мама помогала так: "Садись сейчас же за уроки, бестолочь! Ты что, совсем дурачок, простую задачку решить не можешь?" Мама, наблюдавшая эту сцену, заметно напряглась и покрылась красными пятнами. Про ее помощь сыну мне было все понятно.

Дальше «помогать» начала бабушка. Мальчик взял в руки «бабушку» и показал, как она обращалась к маме: "Ты что, объяснить ребенку задание не можешь? Ты не умеешь воспитывать детей!".

Затем мальчик показал с помощью игрушек, как приходит с работы папа и тоже начинает «помогать». Делал он это, обращаясь уже ко всем: "Уроки сделаны? Я целый день работаю, а вы, две бестолковые бабы не можете с одним ребенком справиться!" Мама была обескуражена увиденным и молчала. Я дала ей в руки игрушку, изображающую Федора и попросила еще раз послушать все слова, находясь в роли сына. Я брала по очереди игрушки и с их помощью «играла» роли всех членов семьи, показанные Федором. Когда сцена была продублирована, я спросила маму: « Как ты, Федя, себя чувствуешь, когда все это слышишь?» Мама сказала, что это ужасно. В роли Федора она чувствовала обиду, стыд и беспомощность, голова опустела и об уроках думать не хотелось совсем.

После этого мы все вместе искали новые формы поведения. Мальчик показал, как бы ему хотелось получать поддержку от родителей. Мама с энтузиазмом приняла участие в репетициях. Ушли они улыбающимися. Через пару месяцев успехи Федора в классе заметно улучшились.

Tags: психодрама, психотерапия, статьи
Subscribe

  • С Днем театра!

    Всех психодраматистов, актеров и просто сочувствующих и любителей - с Днем Театра! Когда-то это начиналось вот так. К…

  • Магия кельтских узоров

    Другие тесты и гадания от Шувани

  • накануне 9 мая

    «О чем вы думаете», с настойчивостью попугая спрашивает ФБ, как будто его ботам и правда есть дело до того, кто о чем думает. А думаю я об этом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • С Днем театра!

    Всех психодраматистов, актеров и просто сочувствующих и любителей - с Днем Театра! Когда-то это начиналось вот так. К…

  • Магия кельтских узоров

    Другие тесты и гадания от Шувани

  • накануне 9 мая

    «О чем вы думаете», с настойчивостью попугая спрашивает ФБ, как будто его ботам и правда есть дело до того, кто о чем думает. А думаю я об этом…